Социальные контракты: нет единого решения проблемы бедности

Поощрение предпринимательства, предоставление услуг социальной поддержки и помощь людям в поиске работы — все это является частью новой программы «социального контракта», введенной по всей России, чтобы помочь бедным семьям обрести финансовую самодостаточность. По словам исследователей Центра исследований доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, использование официальных контрактов для поощрения людей с низким доходом к экономической деятельности оказывается более эффективным, чем раздаточные материалы.

В этом контексте социальный договор — это официальное соглашение между физическим лицом с низким уровнем дохода и органом социальной защиты, в соответствии с которым физическому лицу и его семье предлагаются наличные деньги, услуги или товары первой необходимости, такие как топливо, еда, одежда, обувь или лекарства, потому что в конечном итоге они могут стать самодостаточными, задействовав свои собственные ресурсы, то есть найти работу, начать бизнес или максимизировать отдачу от своей мелкой собственности.

Этот новый тип социальной политики был одобрен центральным правительством в конце 2012 года, но фактически был реализован местными властями в некоторых регионах России с начала 2000-х годов.

Независимо от того, сможет ли бенефициар полностью освободиться от бедности с помощью единого социального контракта, они видят, что их уровень жизни улучшается благодаря различным видам помощи, и, как утверждают, чувствуют себя более уполномоченными, с лучшими взглядами на будущее. Лидия Прокофьева и Ирина Корчагина, старшие научные сотрудники Центра исследований доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, и Анна Миронова и Екатерина Тарновская, младшие исследователи в том же Центре, которые изучили некоторые результаты и будущий потенциал для социальных контрактов в России. Представили свои выводы в статье «Социальный договор как механизм, позволяющий домохозяйствам преодолеть бедность в России», опубликовано в журнале исследований социальной политики, выпуск 1, 2015.

Документ основан на данных об исполнении программы социального контракта 2013 года, собранных для Министерства труда России в рамках региональной статистической программы; целевая аудитория была проанализирована с использованием данных опроса RLMS-HSE 2013.

Работа вместо раздаточных материалов

Чтобы иметь право на социальный контракт, семья должна иметь право на статус с низким доходом. В большинстве из 36 российских регионов, которые управляли программой еще до ее федерального одобрения в 2012 году, все типы семей с низкими доходами были приемлемы, однако в 10 регионах выборочно предназначались семьи с детьми, а в пяти регионах особое внимание уделялось семьям с тремя и более детьми (официально признанные «большими семьями» в России).

В целом в России семьи с детьми чаще живут с доходами ниже прожиточного минимума, в то время как уровень бедности в два раза выше, чем в домохозяйствах без детей — 23% против 9,2%, согласно данным исследования RLMS-HSE 2013. Помощь семьям с низкими доходами с детьми может включать организацию дневного ухода и помощь матерям в поиске работы неполный или полный рабочий день; кроме того, молодые люди, которые являются безработными и живут с родителями, могут получить помощь в трудоустройстве. Фактически, большинство программ социальных контрактов в основном ориентированы на семьи с активными членами, которые являются безработными.

Определенные регионы ориентированы, в частности, на сельские домохозяйства; 57,5% всех бенефициаров социальных договоров в этих регионах живут в деревнях.

Семьи извлекают выгоду из различных видов помощи

По общему признанию, освобождение от бедности зависит от внешних обстоятельств, а также от собственных усилий.

Фактические причины бедности могут отличаться. Таким образом, пожилые люди могут быть бедными, потому что их пенсии слишком малы, в то время как в семьях, члены которых работают или учатся, бедность может быть результатом недостаточной оплаты или наличия слишком большого количества иждивенцев. В более чем половине бедных домохозяйств в России работает по крайней мере один член семьи, но их зарплата недостаточна, чтобы позволить семье свести концы с концами; Эти люди могут воспользоваться возможностями переподготовки, чтобы помочь им найти более высокооплачиваемую работу.

По словам авторов исследования, 24% всех бедных домохозяйств в опросе имели активных, но безработных членов, и такие семьи могли бы получить выгоду от сочетания социальных выплат и помощи в трудоустройстве.

Многие бедные семьи имеют молодых людей в возрасте от 20 лет, которые остаются безработными и зависят от своих родителей после окончания школы или колледжа — им может помочь помощь в поиске работы.

Однако безработные взрослые в некоторых семьях активно не ищут работу, потому что они заботятся о детях, пожилых или больных родственниках, в то время как в их общинах отсутствуют детские сады и аналогичные услуги; такие опекуны могут получить выгоду от работы с гибким графиком.

Таким образом, социальные контракты, хотя они явно работают для некоторых людей, не могут обеспечить единого решения проблемы бедности и должны поддерживаться другими мерами.