Поддержка бизнеса и занятости не распространена

Всего три региона — Тульский и Мурманский районы и Ямало-Ненецкий автономный округ — предоставляют правомочным бенефициарам помощь в трудоустройстве и переподготовке по более чем половине всех социальных контрактов. В других регионах доля такой помощи намного меньше, в то время как Брянская, Тверская области и Алтайский край не предлагают такой возможности и вместо этого сосредоточены на помощи фермерам.

Еще менее распространенным является использование социальных контрактов для стимулирования самозанятости (так называемое «индивидуальное предпринимательство») — только Республика Коми и Ямало-Ненецкий округ предлагают такую ​​помощь 25% и 35,6% получателей соответственно.

Хотя заявленная цель программы — помочь людям стать финансово независимыми, обратите внимание, что большинство мер по социальным контрактам не поддерживают эту цель напрямую, поскольку более половины всей помощи, сообщаемой регионами, включает помощь семьям, находящимся в кризисе или испытывающим трудности с социальной адаптацией, например, помощь по дому, раздача пищи, досуг и здравоохранение; кроме того, 18% всех мер в рамках программы направлены на оказание помощи домохозяйствам в ремонте фермерских хозяйств, доступе к медицинскому обслуживанию и т. д.

Самодостаточности трудно добиться

Эффект программ помощи средствам к существованию часто измеряется долей активных безработных людей, которые нашли работу, и долей домохозяйств, которые в результате этой программы увеличили свои доходы или сельскохозяйственную продукцию. В целом влияние социальных контрактов с точки зрения поощрения самообеспеченности было скромным по всей России — только 15% безработных членов домохозяйства нашли работу, а 9% семей увеличили свои доходы. Только в нескольких регионах, включая Иваново и Тулу, Камчатку, Республику Коми и Ямало-Ненецкий округ, почти треть всех бенефициаров нашли работу или увеличили свои заработки — отчасти из-за ограниченного числа контрактов, предлагаемых в этих регионах, причем ресурсы, доступные по контракту.

Из всех получателей поддержки для своих домашних хозяйств 35% смогли увеличить производительность фермы; в нескольких регионах, в том числе в Тамбове, Оренбурге, Томске, Архангельске и Ярославле, Алтайском крае и Карелии, более половины целевых фермерских хозяйств получили помощь, отчасти из-за общей политики, направленной на сельские домохозяйства в этих регионах.

По словам Прокофьева, Корчагина, Миронова и Тарновская, для семей с активными, но безработными членами социальные контракты могут быть особенно эффективными, поскольку, в отличие от раздаточных материалов, они побуждают людей мобилизовать свои внутренние ресурсы для обеспечения долгосрочного эффекта. Фактически, международный опыт реализации программ поддержки средств к существованию показывает, что даже в тех случаях, когда семьям не удается освободиться от нищеты с первой попытки, они все равно становятся менее зависимыми от благосостояния в результате этих усилий.