Образование уменьшает неравенство

Маскин и Кремер разработали альтернативную теорию, которая фактически показывает, что происходит с неравенством в доходах в процессе глобализации. Во-первых, они отмечают, что нынешняя глобализация отличается от всех предыдущих эпох интернационализации производственного процесса. Например, компьютеры в настоящее время часто проектируются в Соединенных Штатах, программируются в Европе и собираются в Китае. В то же время, китайский работник может быть нанят компанией, расположенной на другом континенте. Рынок труда стал действительно глобальным, говорит Маскин.

Однако на этом новом глобальном рынке происходят специфические процессы. Чтобы продемонстрировать их, Маскин выделяет четыре уровня профессионального развития — A и B для богатых стран и C и D — для бедных стран.

В модели, разработанной Крамером и Маскиным, уровень заработной платы зависит от того, как специалисты с разной квалификацией взаимодействуют друг с другом для получения производственного результата. Производственный процесс включает в себя две задачи: административную и производственную. Результат достигается благодаря сотрудничеству менеджера с подчиненным, а качество зависит от уровня квалификации этих специалистов. Поэтому успешное сотрудничество способствует повышению производительности труда и влияет на уровень заработной платы специалистов.

Однако в этом случае проблема касается периода до глобализации, когда специалисты A сотрудничают со специалистами B в богатых странах и, соответственно, специалисты C сотрудничают со специалистами D в бедных странах.

После глобализации происходит следующее: Специалистам из бедных стран не хватает квалификации для сотрудничества со специалистами А и В в богатых странах. Более того, если работники C из бедных стран видят рост своей заработной платы в результате сотрудничества с работниками B из богатых стран, работники D либо не чувствуют роста, либо их заработная плата снижается. Общий эффект состоит в том, что интернационализация производства увеличит разрыв в заработной плате между двумя категориями специалистов в бедных странах и, следовательно, повысит уровень неравенства.

По словам Маскина, решение состоит в том, чтобы повысить уровень образования низкоквалифицированных работников. Однако он отмечает, что сами работники не располагают ресурсами для этого, и что компаниям не выгодно платить за свое образование. В этой ситуации значительную роль могут сыграть правительства, международные агентства, НПО и частные фонды, говорит Маскин. Он отмечает, что разработанная им теория никоим образом не является призывом к прекращению процесса глобализации, поскольку она принесла и продолжает приносить плоды в виде роста ВВП. Тем не менее, Маскин утверждает, что наиболее эффективный способ борьбы с неравенством состоит в том, чтобы дать низкоквалифицированным работникам возможность также пользоваться плодами глобализации.

«Кремер и Маскин предложили удивительно красивую модель, альтернативную теорию сравнительных преимуществ», — сказал Фуад Алескеров, штатный профессор и руководитель Международной лаборатории выбора и анализа решений НИУ ВШЭ. «Это помогает объяснить, почему глобализация привела к неравенству в доходах. И, как любая мощная теория, я уверен, что это приведет к всплеску эмпирической работы в этой области».

Алескеров рекомендует студентам первого курса читать этот короткий текст. «Это блестяще объясняет, как математические модели могут описать фундаментальные процессы в экономике».